Евгений Сандов и бодибилдингЕвгений Сандов (Юджин Сэндоу, настоящее имя – Фридрих Вильгельм Мюллер) – немец (по матери русский) – отец-основатель бодибилдинга, который имеет самое прямое отношение к его рождению (ситуация противоположна Полу Андерсону, который вообще не любил жать, из-за поврежденной руки, что не помешало ему «основать» пауэрлифтинг).



Именно Сандов предложил сам термин, опубликовав в 1903 году книгу «Бодибилдинг». Там он изложил базовые принципы тренинга, поставив во главу угла физическую красоту тела, чем и заслужил свой почетный титул в нашем времени (его бронзовое изображение вручается победителям конкурса «Мистер Олимпия»). Он разработал систему тренировок и рационального питания, знать и использовать (возможно, лишь частично) которую рекомендовано всем культуристам-любителям.

По сути, Сандов олицетворяет идеал бодибилдинга: он не просто занимался спортом – он его нес в массы, активно пропагандировал: книги, журналы, спортивный инвентарь – выпуск всего этого он стремился наладить.

После его выступлений и наставлений резко вырастали объемы продаж спортивного инвентаря (тогда только гантель, штанг и гирь), а также специальной литературы о бодибилдинге. В общем, он делал все то, что после него повторяли великие спортсмены золотой эпохи, и на что сегодня не готовы (или не способны) современные известные бодибилдеры, из-за инертности которых культуризм постепенно и теряет популярность.

Примечательно, что в отличие от многих культуристов будущего, Сандов рос довольно слабым юношей, начал заниматься физкультурой только в студенческие годы, хоть и подошел к этому делу с научной точки зрения, активно изучая анатомию и физиологию. Изначально начинал свою цирковую карьеру в качестве силача (демонстрировал силу со всякими штангами), увлекался параллельно борьбой, пока вместе с Флоренцем Зигфельдом не решил демонстрировать не столько физическую силу, сколько красоту и совершенство тела. Вскоре эта демонстрация стала основой его программы выступлений.

Здесь нужно понимать силу характера: в те времена, да и вообще где-то до 40-х годов, тело не было принято выставлять напоказ. В цирках довлели силачи, например, как Шарль Ригуло, выступавший уже после Сандов (1923—1931) или Луи Юни, прозванный Аполлоном (он был первым, кто поднял «ось Аполлона»), или отечественный Самсон: Александр Засс. Эти люди были, безусловно, сильны, но как культуристы не смотрелись вообще. С другой стороны, все они – в том числе и Сандов – добивались успеха без какой-либо фармакологической поддержки: тестостерон был получен только в 1936 году – спустя 11 лет после смерти Сандова.

Именно Сандов начал проводить первые соревнования по бодибилдингу, где оценивались красота и физическое совершенство тела. Эти соревнования переживут своего основателя… Таким образом, первый конкурс по бодибилдингу прошел все же не в США (по тем временам – САСШ), как полагают многие, а в Европе: в 1905 году в Альбертхолле (Лондон). Один из последователей Сандова – экс-борец Бернар Мак-Фадден – провел и первый конкурс по культуризму (вообще, красоте мужского тела) в США, который выиграл Эл Трелор, получивший титул «Самого великолепно сложенного мужчины Америки» и тысячу долларов награды в нагрузку.

Первый журнал о бодибилдинге по ту сторону Атлантики – «Физическая культура» - начал издавать именно Мак-Фадден.

Евгений Сандов имел много последователей, в том числе и в России, где по его программам занимался небезызвестный Иван Поддубный. Сама программа Сандова, изложенная в его книге «Бодибилдинг», что была издана в 1903 году в Лондоне, состояла всего из 18 упражнений с гантелями (в те времена спортивный инвентарь был дюже неуклюжим: гири, шаровые штанги, ось Аполлона). Сандов расписал каждое упражнение, дав к нему методические пояснения, где постулировался принцип возрастающих нагрузок. Впрочем, Евгений был не единственным практикующим атлетом той эпохи, который издавал свои руководства и наставления. Например, француз де Бонне разработал комплекс из 17 упражнений, рекомендуя после каждого из них выполнять растягивающие движения.